psi911 - психология Вашего успеха

Книги по психологии. Рецензии и отзывы

Интересуетесь психологией? Не важно, профессионален ли ваш интерес, или вам просто любопытна эта тема - как по специальной, так и по популярной психологии издается огромное количество книг. Но как выбрать то, что будет вам интересно? Да очень просто - прочесть, что пишут о книге люди, уже с ней ознакомившиеся. А поделившись своим мнением по поводу той или иной книги, вы можете стать одним из авторов этой рассылки.


Сделай себе подарок! Закажи книгу Любови Латыповой 'Сны, в которых я живу' и получи коучинговую программу 'Новый год начинается СЕГОДНЯ!'


Архив рассылки


Выпуск 1

Здравствуйте, дорогие читатели!

Прежде чем перейти к теме сегодняшнего выпуска, позвольте представиться. Меня зовут Галина Чаплина, я клинический психолог и руководитель проекта "psi911 - психология Вашего успеха". С любезного разрешения администрации Subscribe я буду вести последующие выпуски этой рассылки. Поскольку рассылка давно не выходила, то нумерацию выпусков я начну заново.

Рынок психологической литературы очень обширен, поэтому рассказывать я буду, в первую очередь, о тех книгах, которые сама использую в своей работе (те, что проверены на собственном опыте и применяются мной на практике): как по популярной психологии, так и по академической (научной) психологии (учебники, учебные пособия, монографии, практикумы и т.д.).

Перебирая книги на полке, я остановилась на "Психологии и методике ускоренного обучения", которая, на мой взгляд, будет интересна как специалистам (психологам, педагогам, методистам), так и широкому кругу читателей, которых интересует практическое применение этих методик. В этой небольшой по объему книге уместилось огромное количество полезной информации.

Итак, сегодня в выпуске:

Бадмаев Б. Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 272 с.

Студентам-психологам Борис Циренович Бадмаев известен, прежде всего, как автор учебника "Методика преподавания психологии".

Книга Б.Ц. Бадмаева "Психология и методика ускоренного обучения" вышла в серии "Психология для всех". Как пишет в предисловии доктор психол. наук Н.Ф.Талызина, "опора на психологические закономерности учения позволяет сделать обучение правильным. … Это такое обучение, которое идет без "проб и ошибок", и поэтому достигает результата более высокого качества в более короткие сроки и с меньшими затратами усилий и материально-финансовых средств. Возможно ли такое? Да, возможно. И об этом - данная книга".

Изложенные в книге методики многократно ускоряют процесс выработки умственных и физических навыков высокого качества; делают обучение практически безошибочным для учащихся; предоставляют возможность самообучения любому, желающему овладеть какой-либо новой для себя деятельностью.

В первой главе автор рассматривает основные недостатки традиционного обучения, "известные еще со времен Древнего Вавилона", мотивацию обучаемых и способы формирования навыков и умений.

2-я и 3-я главы ("Разработка психологически обоснованных методик обучения деятельности" и "Процесс обучения по новым методикам") адресованы, в первую очередь, специалистам.

Для нас больший интерес представляет II раздел - практическое использование методик.

Очень подробно, с приведением описаний конкретных примеров, схем и комментариев Б.Ц. Бадмаев описывает несколько методик, разработанных психологами и опробованных на практике.

Методика ускоренного обучения машинописи десятипальцевым слепым методом (глава 5). Благодаря этой методике человек, впервые севший за пишущую машинку (клавиатуру компьютера, телеграфного аппарата и т.д.), всего за 4-6 часов с помощью специальных приемов безошибочно "запоминает пальцами" вслепую 92 удара по клавишам (с учетом цифр и других символов и двух регистров). А дальше остается лишь потренироваться, чтобы нарастить скорость.

Методика обучения "технике" стрельбы из пистолета и психология меткого выстрела (глава 6). Хотя я сама не отношусь к любителям оружия и стрельбы (скорее, наоборот), эту главу прочитала с интересом. "Внезапно прозвучавший выстрел, - пишет Б.Ц.Бадмаев, - должен не испугать, а обрадовать стрелка, ибо он свидетельствует о правильности его действий: не думал о результате, не мучился страхом промаха, не тревожился, когда прозвучит долгожданный выстрел, не напрягался в борьбе с дрожью в руке, и вообще не беспокоился ни о чем, кроме скрупулезного следования ориентирующим указаниям учебно-тренировочной карты".

В конце главы приводится комплект задач к учебно-тренировочной карте по научению основам техники стрельбы из армейского пистолета ПМ. Пример задачи:

"Рядовой Иванов в споре с рядовым Петровым утверждал, что меткий выстрел сделать гораздо легче, если удерживать ПМ двумя руками, стоя лицом к мишени, полусогнув ноги в коленях. При этом он ссылается на кинобоевики и детективы. Прав ли Иванов? Аргументируйте".

Глава 7 посвящена методикам обучения мыслительным действиям (методика ускоренного усвоения правовых знаний и правоприменительной деятельности; обучение безошибочному нормированию работ в строительстве; методика обучения международным правилам предупреждения столкновения судов; методика обучения новичков быстрому запоминанию правил спортивной игры и др.). На мой взгляд, в этой главе наиболее интересными для широкой массы читателей будут две методики:

Методика овладения правилами дорожного движения в 1,5-2 раза быстрее обычного. "В автошколах для шоферов-любителей учебная программа на изучение правил дорожного движения предусматривает 72 часа. …Однако после этого срока обучения многие из выпускников автошкол часто не могут ответить на довольно стандартные (чтобы не сказать - шаблонные) вопросы экзаменационного билета или реплики автоинспектора, требующие уточнения". В предлагаемой методике водитель овладевает правилами движения в процессе решения задач, моделирующих реальное движение автомобиля в разных условиях дорожной обстановки, а не путем чтения и запоминания их по книжке. Жаль, что описание этой методики короткое (в качестве примера приведена лишь одна схема "Обгон").

Методика ускоренного обучения русскому правописанию пригодится как детям, так и их родителям. Не секрет, что грамотность многих людей сильно "хромает". Одну из причин этого Б.Ц. Бадмаев видит в том, что в школе "фактически целью обучения ставят не формирование грамотной письменной речевой деятельности, как должно было бы быть, а усвоение правил грамматики как таковых. …Никакой логической связи между правилами и условиями их применения учащиеся не видят, а поэтому им приходится заучивать (зубрить) их без достаточного понимания (механически)". Главное преимущество описываемых Бадмаевым методик (одна из них разработана Б.И. Хозиевым, другая - Е.В. Ивановой и А.Н. Ивановым) даже не в том, что они позволяют за 30-50 часов существенно повысить уровень грамотности, а том, что они стимулируют творческую активность и мыслительную деятельность учащихся, развивают сильную мотивацию к обучению.

Глава 8 посвящена методикам обучения речевой деятельности (публичной речи). "Если слово не достигает своей цели, то это не речевая деятельность, а просто бессмысленное говорение неизвестно для чего", - считает Б.Ц. Бадмаев. "Психологически всегда интересно знать, - продолжает он, - почему иной, вполне грамотный человек - начальник, депутат, гость на телестудии и т.д. говорит неубедительно, непонятно, а то и неправильно… Как правило, ответ находится банальный - неумение говорить, выражать вслух свои мысли". Между тем, умение выступать публично необходимо не только политикам, но даже школьникам и студентам (ведь многие из них испытывают трудности при устных ответах у доски). В книге приводится структурно-логическая схема действий выступающего, которая рассматривает все этапы, начиная от постановки цели выступления и уточнения темы и заканчивая ответами на вопросы слушателей.

Закончить обзор я хочу словами самого автора, Бориса Циреновича Бадмаева: "Данная книга написана в расчете на то, что читатель обратится к ней не просто для прочтения, а попробует использовать на практике излагаемый в ней новый подход к обучению (и самообучению - тоже)".

Желаю всем успеха!

С уважением,
Галина Чаплина, психолог
http://psi911.com - психология Вашего успеха. Консультации психолога по e-mail и на форуме, заочные тренинги
http://psi911.testsbox.ru - более 250 психологических тестов on-line. Узнай о себе всё!



Выпуск 2



Выпуск 3



Выпуск 4



Выпуск 5



Читать дальше: Выпуски 6 - 10 >>>

ВНИМАНИЕ! Перепечатка материалов разрешается только "как есть", т.е. при условии сохранения без изменений текста рассылки и подписи в виде:
Автор рассылки - Чаплина Галина Владимировна, психолог
psi911@yandex.ru
Ссылка на сайт http://psi911.com или http://psi911.narod.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА!



Хотите БЕСПЛАТНО получать рецензии и обхоры на книги по психологии? Хотите сберечь силы и время в поисках нужной информации? Подпишитесь на рассылку «Книги по психологии. Рецензии и отзывы»


Рассылки Subscribe.Ru
Книги по психологии. Рецензии и отзывы
Рассылка 'Книги по психологии. Рецензии и отзывы'


Курсовые и дипломные работы по психологии, рефераты по смежным дисциплинам выполнит для вас профессиональный психолог с 7-летним стажем написания работ на заказ. Качество гарантировано. ЗАКАЗАТЬ
Также на этом сайте Вы можете ЗАДАТЬ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ и получить совет или консультацию по интересующим Вас вопросам.

Последнее обновление: 22 апреля 2007 г.


Рейтинг@Mail.ru | Обо мне | Privacy Policy | Контакты | ©2006-2007 Чаплина Галина Владимировна | Яндекс цитирования
Hosted by uCoz