Эффективное усвоение иностранного языка. Советы психолога |
||
---|---|---|
Секрет плодотворного обучения был известен еще греческому историку Плутарху: «Ум – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который необходимо зажечь». Но как разжечь огонь познания? Почему родной язык дети выучивают безо всякого напряжения, а после многих лет упорных занятий иностранным едва способны обсудить на нем простейшие темы? В каком периоде своего развития ребенок наиболее восприимчив к усвоению неродного языка? Что обеспечивает не знающий исключения успех обучения родному языку – большая мотивация или то, что родной язык дети осваивают иным способом, чем иностранный? На подобные вопросы дают ответ современные исследования в области когнитивной психологии и нейробиологии. Архив рассылкиПримечание: архив дается в соответствии с выпусками на Subscribe.ru. На других службах рассылок могут быть небольшие отличия в 2-3 выпусках. Выпуск 1Здравствуйте, уважаемые читатели рассылки! Сегодняшний выпуск рассылки "Эффективное усвоение иностранного языка. Советы психолога" подготовлен по материалам журнала Geo (октябрь 2005 г., №10, с.176-194). Младенцы могут распознавать звуки всех языков мира. Но эта удивительная способность начинает пропадать на девятом месяце жизни. Важно, чтобы с ребенком говорили носители языка: только они в совершенстве владеют мелодикой слов и предложений. Дети, которые до четвертого года жизни постоянно находятся в двуязычной среде, способны уложить в формирующиеся нейронные сети не только оба эти языка, но и любой другой в будущем. Кроме этого, ученые доказали: у детей, которые в раннем возрасте начинают изучать второй язык, коэффициент умственного развития выше, чем у сверстников. Им легко дается освоение знаковых систем - например, языков программирования. Взрослым в этом отношении труднее: им, чтобы выучить первый иностранный язык, нужно построить новую нейронную сеть, а это требует огромного умственного напряжения. Важную роль в деле запоминания и обучения играет гиппокамп - небольшая область мозга. Работа гиппокампа, по мнению ученых-нейробиологов, резко усиливает синаптические связи, ускоряя запоминание. Профессор Манфред Шпитцер из Ульма считает, что гиппокамп выполняет роль своеобразного фильтра: он "пропускает" в память то, что нас заинтересовало, т.е. новую и неожиданную информацию. Отсюда еще один вывод: учебный материал должен быть "упакован" как можно более привлекательнее, подаваться, например, в форме загадок, задач-шуток, ребусов, кроссвордов и т.д. Однако если информация подается только как развлечение, урок редко оставляет серьезные следы. А вот занятия, требующие внимания и целенаправленных интеллектуальных усилий, - надежный путь к обучению, их результаты прочно закрепляются в долговременной памяти. Синаптическое обучение в коре больших полушарий происходит медленно. И построено оно на повторениях. Но это ни в коем случае не означает, что для эффективного овладения учебным материалом необходимы тупое заучивание и банальная зубрежка. Наоборот, секрет успешного усвоения - активировать мозг как можно более разнообразными способами, подавать ему все новые способы для рассмотрения одной и той же темы. Так имеет ли смысл учить наизусть? Да, заучивание наизусть помогает тренировать память. Но современные специалисты приходят к выводу, что тупая зубрежка - наихудшая стратегия обучения. Только учеба с интересом способствует долговременному сохранению усвоенного. Эксперименты доказали: при монотонном зазубривании неинтересных нам слов и грамматических правил быстро наступает утомление. А вот если занятие нам интересно, работоспособность понижается намного медленнее. Наблюдая за школьниками младших классов, российские психологи выяснили, что ребенок, у которого слабо развита логическая память, забыв при пересказе ключевое слово, не может продолжить ответ. Так проявляет себя простая память, которую ребенок пустил в ход для механического заучивания. А логическая память помогает запоминать не тексты, а смысловые схемы, что значительно упрощает задачу обучения. Самое трудное - не запомнить отдельные факты, а установить взаимосвязи между ними. Механическое зазубривание неэффективно, это потеря времени. Освоение фактов должно быть помещено в такой контекст, который бы сам по себе интересовал ученика и стимулировал его интеллектуальные усилия. В этом случае у нашего мозга больше шансов сохранить в памяти выученный материал. Выпуск 2Здравствуйте, уважаемые читатели рассылки! Сегодняшний выпуск рассылки "Эффективное усвоение иностранного языка. Советы психолога" подготовлен по материалам книги Б.Ц. Бадмаева "Психология и методика ускоренного обучения" (М.: ВЛАДОС, 2002. - С.12-14). Каждому понятно, что учить долго и плохо - необычайно дорогое удовольствие. Если это мало беспокоило людей при централизованной командной экономике, то становится нетерпимым в рыночных условиях. А можно ли учить БЫСТРЕЕ и КАЧЕСТВЕННЕЕ? Можно. Принято думать, что главная задача всякого обучения - дать знания, а приобретение умений и навыков - дело будущей практики. Вот это-то и неверно как с практической, так и теоретически-психологической точки зрения. Психологический закон усвоения знаний состоит в том, что они формируются в человеческой голове НЕ ДО, А В ПРОЦЕССЕ применения их на практике (к жизни, к делу) и БЛАГОДАРЯ такому применению. Говоря проще, человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, практически опробовал, применил к решению каких-то реальных задач. Все остальное, не нашедшее практического применения, обычно рано или поздно забывается. Усвоение знаний является поэтому не целью обучения, а его средством: знания усваиваются для того, чтобы с их помощью сразу научиться что-то делать, а не для того, чтобы они хранились в памяти как некий багаж. С психологической точки зрения совершенно неправильно смотреть на обучение как на процесс накопления пресловутого "багажа знаний", который неизвестно для чего и неизвестно когда потребуется его обладателю. Возможно, этот "багаж" так и останется невостребованным в "камере хранения" - в памяти. В методическом плане принципиально по-иному решается проблема обучения применению знаний на практике: вместо традиционного предварительного сообщения обучаемым знаний и последующей организации каких-то упражнений по применению этих знаний в практических действиях, по новым методикам происходит обучение применению знаний в самом процессе овладения практическими действиями. Или еще точнее будет сказать: знания о деятельности у обучаемого формируются в процессе овладения самой деятельностью, т.е. в процессе применения знаний на практике. Для построения такой методики обучения необходимо ответить на три вопроса: КОГО учить, ЧЕМУ учить, а потом уже - КАК учить. Для ответа на первый вопрос надо разобраться в психологии обучаемых, т.е. взрослых учащихся (нас с вами), которые не приемлют многое в привычных школьных и вузовских методах и приемах обучения. Об этом и пойдет речь в следующем выпуске рассылки. Выпуск 3Здравствуйте, уважаемые читатели рассылки! Генри Форд говорил: "Всякий, кто прекращает учебу, - старик, будь то в двадцать или в восемьдесят лет. Всякий, кто продолжает учиться, - остается молодым. Самое главное в жизни - сохранить свой ум молодым". Сегодняшний выпуск рассылки "Эффективное усвоение иностранного языка. Советы психолога" подготовлен по материалам книги Б.Ц. Бадмаева "Психология и методика ускоренного обучения" (М.: ВЛАДОС, 2002. - С.15-16). Если говорить в общем и целом о психологии взрослого учащегося, то можно отметить некоторые ее особенности. Первая - это мотивация. За редким исключением у взрослого человека есть серьезная и действенная мотивация - желание научиться практически полезному делу, овладеть им как можно лучше. В этом смысле его легко учить, ибо никакие хитроумные способы принуждения типа экзаменационных отметок или дневниковых записей "к сведению родителей" не нужны. Вторая особенность психологии взрослого учащегося - его заинтересованность в быстроте и высоком качестве овладения изучаемым предметом. Для него девиз "Время - деньги" выступает в прямом и буквальном смысле. Чем быстрее и лучше он овладеет деятельностью, чем выше будет его мастерство, тем вероятнее выгодное трудоустройство после обучения. Третья особенность взрослого - это нетерпимость к зубрежке, к механическому заучиванию книжных истин, поскольку в отличие от ребенка-школьника он твердо знает, что ему совершенно не нужны вызубренные знания, которые почерпнуты только из книги, к реалиям жизни не приспособлены, в практике никогда не применяются. А коли так, то обучение должно менять методы - перестать делать основной упор на запоминание информации, а сделать поворот к формированию умения действовать. И главное, действовать профессионально: уверенно, правильно, сознательно и приходить к качественным конечным результатам деятельности. Словом, не только "давать знания", но и обязательно научить "делать дело". Удачным примером сочетания обучающего курса английского и испанского языков и возможности заработать является программа, предлагаемая компанией En101. Выпуск 4Здравствуйте, уважаемые читатели рассылки! Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть, я запомню. Но вовлеки меня, и я пойму. (Китайская пословица) Сегодня мы продолжаем тему мотивации изучения иностранного языка. Когда ко мне, как репетитору, обращаются люди, желающие выучить иностранный язык, то первый вопрос, который я им задаю: "А для чего Вам это нужно?" Потому что разные цели изучения языка предполагают и разный необходимый словарный запас (например, для болтовни в чате или чтения научных журналов), и разный уровень владения письменной речью (например, для написания писем приятелям или для написания художественных книг), и разные сроки обучения, исходя из имеющихся знаний и поставленной цели. Попробуйте сами сейчас взять лист бумаги и написать на нем: "знание иностранного языка нужно, чтобы…" и дальше в столбик напишите как можно больше применений. Например:
А какие применения для знания иностранного языка придумали вы? Пишите мне по адресу: psi911@yandex.ru Тема письма (subject): иностранный язык. Ваши идеи я опубликую в следующих выпусках рассылки. Выпуск 5Добрый день, уважаемые читатели! После долгого перерыва рассылка вновь начинает свою работу. Теперь она будет выходит 1 раз в месяц. Прежде чем перейти к теме сегодняшнего выпуска, хочу сообщить вам об изменениях, произошедших на сайте psi911, с которого ведется рассылка. Зарегистрирован свой домен, и теперь новая версия сайта доступна по адресу: http://psi911.com Поменялся внешний вид сайта, существенно переработано содержание разделов, улучшена навигация. Основная часть сайта теперь имеет 2 раздела: "В помощь студенту-психологу" и "Консультации психолога", где вы можете задать свой вопрос и получить консультацию. Появился также новый большой раздел (а точнее, самостоятельный проект) - литературный клуб "Маленький Принц": http://litklub.psi911.com который содержит мастер-класс для начинающих писателей и различную информацию по библиопсихологии и библиотерапии ("лечении книгой"). Планируется проведение конкурсов, обсуждение новинок литературы и т.д. Присоединяйтесь! А теперь перейдем непосредственно к теме сегодняшней рассылки. В последнее время несколько раз натыкалась в сети на слово "издато" (вместо "издано"). Мне интересно, неужели у людей, употребивших суффикс "-ат" вместо "-ан" ("написано", "прочитано"), не возникло созвучия со словами "мохнато", "носато", "горбато" и т.д.? Когда маленькие дети овладевают речью, у них развивается своеобразное "чувство языка" - сравнивая похожие слова, они вычленяют приставки, суффиксы, и с их помощью создают новые слова. Конечно, иногда это "словотворчество" выглядит забавно, но на самом деле это потрясающий труд! Это овладение законами языка, его морфологией. В следующем выпуске рассылке я расскажу вам, как с помощью морфологии сделать изучение иностранного языка более эффективным и за короткий срок увеличить свой словарный запас в 2 - 5 раз! ВНИМАНИЕ! Перепечатка материалов разрешается только "как есть", т.е. при условии сохранения без изменений текста рассылки и подписи в виде:
Хотите БЕСПЛАТНО узнать маленькие секреты, которые сделают изучение иностранного языка для вас простым и эффективным? Подпишитесь на рассылку «Эффективное усвоение иностранного языка. Советы психолога» |
Курсовые и дипломные работы по психологии, рефераты по смежным дисциплинам выполнит для вас профессиональный психолог с 7-летним стажем написания работ на заказ. Качество гарантировано. ЗАКАЗАТЬ Также на этом сайте Вы можете ЗАДАТЬ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ и получить совет или консультацию по интересующим Вас вопросам. |